Передплата на газету Приватний підприємець на 2024 рік

Рассылка новостей




10.08.2009

Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики выступает за отмену распоряжений № 757-р и № 838-р

 

Газета «Частный предприниматель»

В связи с многочисленными жалобами плательщиков НДС, связанными с несоответствием распоряжений Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» нормам действующего законодательства, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики подготовил письмо от 03.08.2009 г. № 04-27/794. Комитет считает, что указанные распоряжения являются незаконными и предлагает Кабмину Украины срочно отменить п. 2 распоряжения КМУ № 757-р, распоряжение № 838-р, а также распоряжение от 17 июля 2009 года № 837-р «О дополнительных мерах по мобилизации доходов бюджета во втором полугодии 2009 года».

С полным текстом письма предлагаем ознакомиться ниже.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики
Письмо от 03.08.2009 г. № 04-27/794

Незаконность распоряжений КМУ

В Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики поступают многочисленные жалобы от плательщиков налога на добавленную стоимость относительно соответствия распоряжений Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжения) нормам Конституции Украины, Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Распоряжение № 757-р устанавливает новые положения в части налогового учета и регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, а именно:

— пункт 1 предусматривает создание электронного реестра лиц, связанных с налогоплательщиками (учредителей, руководителей, главных бухгалтеров), на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, баз данных органов государственной налоговой службы, контролирующих и правоохранительных органов с указанием идентификационных, регистрационных и других данных о таких лицах, а также информации об исполнении ими налоговых обязательств;

— пункт 2 устанавливает одновременное декларирование налоговых обязательств и налогового кредита, а также аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Распоряжение № 838-р предусматривает:

— отнесение плательщиков налога, которые в отчетном налоговом периоде проводят корректировку налоговых обязательств или налогового кредита по налоговым накладным, выписанным в течение предыдущих двух месяцев, к наивысшей степени риска, что приведет к увеличению количества налоговых проверок плательщиков налога;

— при осуществлении плательщиками налога корректировки (уточнения) налоговых обязательств или налогового кредита предыдущих отчетных периодов на сумму более 10 процентов суммы налоговых обязательств или налогового кредита, задекларированных в таких предыдущих периодах, таких плательщиков будут в течение месяца проверять налоговые органы при участии подразделений налоговой милиции. Кроме того, информация о таких корректировках (уточнениях) в течение трех дней будет передаваться в органы внутренних дел для принятия соответствующих мер.

Комитет отмечает, что указанные распоряжения:

1) содержат ограничение прав плательщиков налога — покупателей на отнесение в отчетном налоговом периоде налогового кредита по налоговым накладным, выписанным поставщиками в предыдущих налоговых периодах, но полученным покупателями в отчетном налоговом периоде.

Это ограничение:

— противоречит нормам пункта 7.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» и в соответствии с пунктом 17.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» ограничивает права плательщиков налога в части права на самостоятельное исправление ошибок, допущенных в предыдущих налоговых периодах в течение срока исковой давности;

— приводит к тому, что покупатели, получившие товары (работы, услуги) в отчетном периоде, а налоговые накладные в следующем налоговом периоде, вообще утрачивают право на налоговый кредит по таким товарам (работам, услугам), что приводит к превращению налога на добавленную стоимость в налог с оборота по ставке 20 процентов. Следует отметить, что суммы НДС, которые входят в состав стоимости таких товаров (работ, услуг), также не могут быть учтены в составе валовых расходов;

— приводит к увеличению налогового давления и нагрузки на плательщиков налога, что недопустимо в условиях финансового кризиса;

— направлено на установление солидарной ответственности поставщиков и покупателей по декларированию поставщиками их налоговых обязательств, хотя ни требования, ни механизма реализации на практике такой ответственности законодательство не содержит;

— приводит к конфликтам интересов между плательщиками налога и налоговыми органами на местах и, как следствие, на основании подпункта 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» приведет к многочисленным обращениям в суды, дополнительным судебным издержкам, бюрократической волоките и т.п.

Кроме того, следует отметить, что абзац второй пункта 2 Распоряжения № 757 допускает неоднозначное толкование предложения, поскольку не понятно, речь идет только о поставщике, имеющем право на налоговый кредит при условии, что у него возникли налоговые обязательства, или речь идет о покупателе, имеющем право на налоговый кредит при условии, что поставщик задекларирует свои налоговые обязательства;

2) предусматривают аннулирование регистрации плательщиков налога в случае, не предусмотренном нормами пункта 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Указанная норма является нормой прямого действия и не предусматривает предоставления органам государственной налоговой службы функций, превышающих их полномочия, установленные этой нормой Закона. Это также приводит к конфликту интересов между плательщиками налога и налоговыми органами на местах;

3) вводят термины, которые отсутствуют в законодательстве и непонятны для выполнения («наивысшая степень риска», «(…корректировка или уточнение декларации) являются оправданными)»;

4) противоречат подпункту 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в части начисления налоговых обязательств на основании налоговой накладной;

5) предусматривают установление 2-месячного срока для уточнения и корректировки налоговой отчетности, который отсутствует в законодательстве. Непонятен также смысл действий органов внутренних дел в отношении плательщиков налога, уточняющих налоговую отчетность.

Распоряжением № 837-р Кабинет Министров Украины вводит административные меры воздействия на налогоплательщиков, имеющих налоговый долг. Большинство положений этого распоряжения, по мнению Комитета, малоэффективны и в условиях финансово-экономического кризиса можгут привести к ухудшению условий деятельности отечественных предприятий основных отраслей экономики Украины.

Комитет считает, что нормы указанных распоряжений, подготовленных ГНАУ, противоречат статье 19 Конституции Украины: «правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».

Кроме того, в соответствии со статьей 92 Конституции Украины налоги и сборы (в том числе механизмы их расчета и уплаты) устанавливаются исключительно законами Украины, а в соответствии со статьей 3 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» в форме распоряжений издаются акты Кабинета Министров по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам, тогда как акты нормативного характера издаются в форме постановлений. На основании пункта 3 статьи 11, статей 14, 24 и 33 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» Комитет просит Кабинет Министров Украины срочно отменить пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и от 17 июля 2009 года № 837-р «О дополнительных мерах по мобилизации доходов бюджета во втором полугодии 2009 года» и уведомить об указанном Комитет.

Со своей стороны Комитет будет всячески поддерживать любые законодательные инициативы Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование проблемных вопросов администрирования НДС в предусмотренном Конституцией Украины порядке.

Председатель Комитета С.ТЕРЕХИН

Additional Info

  • Размещение в RSS:: нет

Поделиться:

Новий номер!

  • Перехід ФОП із ЗС на ЄП: заява на перехід, звітність, ЄСВ
  • ФОП-єдинник та оптовий продаж моторних олив: чи можливо це?
  • Проблемні питання щодо заповнення додатка ЄСВ1 загальносистемниками

Детальніше...

Мы на Facebook

Популярне