Передплата на газету Приватний підприємець на 2024 рік

Рассылка новостей




06.08.2009

Наступление на НДСников продолжается

 

Газета «Частный предприниматель»

17 июля 2009 года правительством было принято очередное распоряжение № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость». Этот документ был принят в развитие распоряжения от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)».

Разъяснение по организации работы по выполнению требований этого распоряжения и задания подведомственным налоговым инспекциям ГНА Украины подготовила и направила письмом от 04.08.2009 г. № 16521/7/16-1517. Ниже можно ознакомиться с полным текстом письма и правительственной телеграммой (правда, не совсем ясно, почему телеграмма ГНА Украины названа «Правительственная телеграмма»).

Правительственная телеграмма
Государственной налоговой администрации Украины
от 04.08.2009 г. № 16519/7/16-1617
О выполнении распоряжения Правительства от 17.07.09 № 838-р

Государственная налоговая администрация Украины направляет распоряжение Кабинета Министров Украины от 17.07.09 № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и разъяснение по организации работы по выполнению требований этого распоряжения и обязывает обеспечить:

взаимодействие подразделений налогового контроля юридических лиц, налоговой милиции, налогообложения физических лиц, налогообложения юридических лиц и подразделений информатизации процессов налогообложения при определении и отработке отчетности наивысшей степени риска и проведении при участии подразделений налоговой милиции проверок достоверности сумм НДС, связанных с корректировкой (уточнением) в объемах, определенных распоряжением, на всех этапах поставки товаров (работ, услуг);

налаживание своевременного информирования органов внутренних дел согласно требованиям распоряжения;

доведение указанных документов к выполнению подчиненным органам налоговой службы при проведении контрольно-проверочной работы, вынесении решений в процессе апелляционных согласований и для налаживания соответствующего информирования органов внутренних дел.

И. о. Головы
В. А. Кайзерман

Письмо
Государственной налоговой администрации Украины
от 04.08.2009 г. № 16521/7/16-1517
Об организации работы по выполнению требований распоряжения Правительства от 17.07.2009 г. № 838-р

Государственная налоговая администрация Украины в связи с принятием распоряжения Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р "Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость", в целях усиления контроля за формированием налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в дополнение к письму от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 сообщает.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р "Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость" (далее – распоряжение № 838-р), которое принято в развитие требований распоряжения Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р "Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)" (далее – распоряжение № 757-р) и вступило в силу 17 июля 2009 года, определены первоочередные направления работы органов налоговой службы по администрированию налога на добавленную стоимость.

Нормы распоряжения № 838-р касаются деятельности органов налоговой службы и регламентируют организацию процесса контрольно-проверочной работы.

Так, органы налоговой службы при проведении камеральных проверок показателей налоговой отчетности должны учитывать, что корректировка или уточнение налогоплательщиком показателей декларации, связанная с несвоевременным включением в состав налогового обязательства или налогового кредита за соответствующий налоговый период, является оправданной в случае, если она осуществляется в течение двух месяцев с даты предельного срока представления соответствующей декларации (третий абзац распоряжения № 838-р).

То есть при формировании налоговых обязательств в строке 1 раздела I «Налоговые обязательства" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должны быть указаны налоговые накладные, выписанные в том отчетном периоде, за который представляется декларация.

Если же плательщиком по каким-либо причинам не задекларированы налоговые обязательства за предыдущие отчетные периоды, плательщик в соответствии с требованиями Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О прядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон № 2181) имеет право внести в налоговую декларацию соответствующие уточнения, которые должны быть отражены в строке 8.1 раздела I декларации (за один отчетный налоговый период), и представить уточняющий расчет (за другой и иные отчетные налоговые периоды). В связи с таким увеличением плательщиком должен быть начислен штраф (расчет штрафа предусмотрен и формой налоговой декларации и формой уточняющего расчета), а в соответствующих случаях (предусмотрены распоряжением № 757-р) органами налоговой службы применяются меры по аннулированию регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

При принятии решения об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что факт выписки налоговых накладных на значительную сумму и одновременное их невключение в состав налоговых обязательств могут допустить две категории плательщиков, первая из которых – это налогоплательщики, которые могут обеспечить уплату таких налоговых обязательств в бюджет либо денежными средствами, либо предоставлением налогового залога, либо путем применения к ним налоговыми органами других предусмотренных законодательством процедур, а вторая – плательщики, которые уплату таких обязательств в бюджет не могут обеспечить по причине отсутствия самих плательщиков (фиктивные предприятия), отсутствия каких-либо ресурсов для уплаты обязательств в бюджет ((основных фондов, других каких-либо активов) и др., или/и создавались в целях формирования налогового кредита другим налогоплательщиком. Поэтому требование по аннулированию регистрации налогоплательщиков, установленное распоряжение № 757-р касается прежде всего второй категории плательщиков (далее – недобросовестные плательщики).

При формировании налогового кредита необходимо учитывать нормы Закона относительно порядка включения сумм налога на добавленную стоимость в состав налогового кредита, распоряжения № 757-р относительно упорядочения налогового учета, распоряжения № 838-р, а также распоряжения Кабинета Министры Украины от 06.02.2008 г. № 262-р «О мероприятиях по усовершенствованию системы администрирования налога на добавленную стоимость" (далее – распоряжение № 262-р).

Согласно распоряжению № 757-р налоговый кредит покупателя формируется в период возникновения налоговых обязательств продавца по данной операции поставки.

Это требование по упорядочению налогового учета и декларированию сумм налогового кредита в период возникновения налогового обязательства поставщика основывается на нормах Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон), подпунктом 7.4.1 пункта 7. 4 статьи 7 которого определено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком в течение такого отчетного периода.

Как исключение из этого правила, с учетом объективных обстоятельств процедур выписки и предоставления (вручение, получение) налоговых накладных, Кабинет Министров Украины распоряжением № 838-р учел возможность задержки в получении налоговых накладных на период равный двум месяцам с даты наступления предельного срока представления налоговой декларации за тот отчетный период, в котором такие накладные были (должны были) выписанные.

Если же в налоговой декларации налогоплательщиком отражаются налоговые накладные, выписанные (им или ему) в срок, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита не является оправданным (за период больший, чем два предыдущих месяца с даты наступления предельного срока представления соответствующей декларации), факт такой корректировки является основанием отнесения такой налоговой декларации к наивысшей степени риска (второй абзац распоряжение № 838-р). Налоговая отчетность таких налогоплательщиков подлежит обязательной внеплановой выездной проверке соответствующими структурными подразделениями (подразделениями налогового контроля юридических лиц), право на проведение которой органам налоговой службы предоставлено пунктом 1 статьи 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине" с учетом внесенных в него изменений и дополнений (далее – Закон № 509).

При проведении таких проверок принимается решение о признании сумм налогового кредита, сформированных за счет налоговых накладных, выписанных в ином, нежели отчетный период. Налоговый кредит, сформированный за счет налоговых накладных, выписанных ранее, нежели в период, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита является оправданным, не признается.

Если же сумма корректировки или уточнения налогоплательщиком показателей декларации (независимо от причин и факторов, повлиявших на такую корректировку или уточнение) составляет 10 или более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, органы налоговой службы обязаны провести при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня осуществления такой корректировки (с даты регистрации в органе налоговой службы декларации, в которой отражена такая корректировка, или уточняющего расчета) проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) на всех этапах поставки товаров (работ, услуг) Такое требование установлено четвертым абзацем распоряжения № 838-р.

При этом такая проверка проводится независимо от того, в большую или меньшую сторону осуществляется корректировка (уточнение), корректируются налоговые обязательства или налоговый кредит, или то и другое, а также независимо от количества проведенных корректировок (уточнений). В случае проведения корректировок (уточнений) в сторону уменьшения налоговых обязательств или увеличение налогового кредита следует проверить также и контрагентов, за счет взаимоотношений с которыми осуществляется такая корректировка (уточнение).

Во внимание следует принимать какую-либо корректировку, которая отражается плательщиком как в строках 8 или 16 налоговой декларации, так и в уточняющих расчетах, а также в каких-либо других строках декларации, связанных как с самостоятельным исправлением ошибок, так и с получением налоговых накладных, выписанных в иных, нежели отчетный, налоговых периодах, или по каким-либо другим причинам.

Об осуществлении плательщиком такой корректировки органам налоговой службы необходимо обеспечить информирование органов внутренних дел в течение трех дней с дня осуществления такой корректировки или уточнения для принятия ими мер реагирования в рамках их компетенции (четвертый абзац распоряжения № 838-р).

С учетом изложенного, Государственная налоговая администрация Украины обязывает Председателей Государственных налоговых администраций Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя:

– под личную ответственность обеспечить выполнение требований,установленных распоряжениями № 757-р и № 838-р;

– наладить взаимодействие структурных подразделений органов налоговойслужбы всех уровней (приема налоговой отчетности, налогообложения юридических ифизических лиц, контрольно-проверочной работы, налоговой милиции и др.) приобработке полученной налоговой отчетности, передаче ее для проверок ипроведении проверок;

– организовать работу подразделений контрольно-проверочной работы иналоговой милиции в направлении обеспечения эффективного и быстрого проведениядокументальных проверок налогоплательщиков, налоговая отчетность которых отнесенак наивысшей степени риска, а также плательщиков, которыми осуществлена корректировка показателей налоговой отчетности в объеме 10 и более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита;

– установить контроль за соблюдением подразделениями органовналоговой службы первоочередного и срочного осуществления проверок такихкорректировок или уточнений в сроки, определенные распоряжением № 838-р;

– обеспечить своевременное и полное информирование подразделенияминалоговой милиции органов Министерства внутренних дел о фактах такойкорректировки или уточнения.

Заместитель Председателя С. В. Чекашкин

Мы неслучайно опубликовали полный текст письма ГНА Украины. Наверно, было бы более правильно сначала переписать Закон о НДС, а потом издавать письма подобного содержания. Поскольку нормы Закон о НДС, по которым плательщики работают уже более 10 лет, никогда так не толковались. Но на сегодняшний день правительство, наверное, решило, что ради наполнения бюджета ему позволено издавать подзаконные распоряжения и требовать от налоговиков их неукоснительного молниеносного исполнения. А то, что задачи можно назвать нереальными, то над этим никто не задумывается.

Так, например, если плательщик проводит неоправданные (двухмесячной давности) корректировки, то он попадает в наивысшую степень риска. И тогда его налоговая отчетность подлежит обязательной внеплановой проверке. Но это еще не все. При проведении проверки налоговая должна принять решение о признании сумм налогового кредита, сформированных за счет налоговых накладных двухмесячной давности. А решение это должно быть таким (цитата из письма): «Налоговый кредит, сформированный за счет налоговых накладных, выписанных ранее, нежели в период, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита является оправданным, не признается»

Получается, что все старые отложенные накладные лучше выкинуть, чем каждый твой день будет начинаться с визита налоговой? А как же законное право плательщиков корректировать или уточнять показатели декларации по НДС на протяжении 1 095 дней?

Кроме того, на сегодняшний день налоговиков обязали проводить первоочередные и срочные (в течение месяца) проверки плательщиков, которые позволили себе провести какие-либо неоправданные (более чем двухмесячной давности) корректировки или уточнения в объеме 10 и более процентов от задекларированных налоговых обязательств (налогового кредита). Причем проверка будет независимо от того, уменьшен (или увеличен) налоговый кредит (налоговые обязательства). Не забудут и про контрагентов, за счет взаимоотношений с которыми осуществляются такие корректировки. Так что, наверное, штат отделов аудита придется крепко увеличить, так как любая налоговая накладная, даже случайно попавшая не в ту папочку и несвоевременно включенная в налоговый кредит, будет основанием для очередной внеплановой проверки.

В общем, час от часу не легче. Сложилась ситуация, когда предприниматели не только должны соблюдать законы, но и вынуждены подчиняться всяким распоряжениям, письмам и подобным им не основанным на законе документам. Но ведь это неправильно! Необходимо бороться за свои законные права.

Ссылки по теме:

 

 

Additional Info

  • Размещение в RSS:: нет

Поделиться:

Новий номер!

  • Заниження річного обсягу доходу в декларації ФОП – єдинником 2-ї групи: чи є відповідальність?
  • Сума внесеної на ФОП-рахунок готівки не збігається із Z-звітами за цей період: наслідки
  • ФОП без місця реєстрації: що робити?

Детальніше...

Мы на Facebook

Популярне