Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: По следам применения НКУ
Форумы газеты ЧАСТНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ > Форумы по частному предпринимательству > Проверки деятельности предпринимателей
Страницы: 1, 2
VOA
Там вообще цирк: кредит был в 2008 году и был погашен досрочно в 2009. Откуда вылез 2011 год - вообще не ясно.
VOA
Для юрлиц: в "Балансе" № 95 на стр.45-46 обращают внимание, что закон 4014 внёс изменения в 3609 и теперь не с августа нужно считать с/с с учётом общепроизводственных расходов, а с 01.04.11. И вообще все изменения по разделу ІІІ нужно опять пересчитать с 01.04.11. Хотя предлагают подождать до юридических разъяснений. Поэтому, бухи юриков - контролируйте период вступления в силу изменений по Закону 3609 - возможно опять придётся пересчитаться в сотый раз и с уточнёнками по НПП. Поздравляю и сочувствую!
VOA
Всех со старым НГ!
Хочу посоветоваться: гражданин (одновременно ФОП-ОСН) получил страховое возмещение после ДТП на восстановление авто в конце 2011. ДТП произошло в 2010, страховая тянула с судом и оформлением доков, поэтому до конца 2010 ФОП за свои деньги восстановил авто (чеки сильно не сохранял, т.к. страховая всё равно акт оценки сделала почти в 2 раза выше, чем реально выплатила).
Сейчас идёт время декларирования, страховая естсественно подала 1ДФ по выплатам, поэтому "заныкать" немалую сумму дохода от возмещения не удастся. Рылась в НКУ - не могу подобрать статью, согласно которой это - не доход. ГНИ сказала, что указывыать обязательно в графе "Прочие доходы". Ремонтные затраты и доход - это разные годы, поэтому сомневаюсь, что признают расходы по полученному доходу. А т.к. это ФОП, то деку приходится подавать не до августа по гражданским доходам, а до 09.02.12.
Кто с таким сталкивался уже в 2011 году и может подсказатьт статью НКУ, которая в данном случае применима для освобождения от НДФЛ? Возмещение именно на материальный ущерб, а не по здоровью или моральному ущербу.
Вот ссылка на старое законодательство http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePa...mc=2807&i=4

С учётом того, что многие нормы перекочевали в НКУ, то возможно кто-то нашёл выход.

Заранее спасибо.

Вопрос закрыт.
VOA
Увидела, почитала, прослезилась. Правда в конце в комментарии немного посмеялась
http://www.buhgalter911.com/ShowArticle.aspx?a=16728
utybxtcr
будут ли проверки предпринимателей торгующих на рынках в 2012 году
VOA
Сногсшибательная новость!
Наша областная ГНА сегодня на семинаре сказала, что прямо с утра общалась с ГНАУ по поводу сумм сбора и штрафов, уплаченных/начисленных по экологии за бытовые отходы за 2011 год.

Цитирую: "Разрабатывается методика по возврату уплаченных сумм!!!"
VOA
Вот тут неплохая консультация по срокам применения, обжалования и размерам ШС по НКУ:
http://smi.liga.net/articles/2012-03-27/48...ksa_ukrainy.htm
Штрафные санкции органов ГНС в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины

Юлия БОЖКО
ЮРИСТ & ЗАКОН №12, 27 марта 2012

Размер штрафных санкций, сроки давности, порядок применения и взыскания - отдельные аспекты

Как показывает значительный рост спроса на налоговую практику нашей компании, Налоговый кодекс Украины (далее - НК) продолжает вызывать множество вопросов относительно применения его отдельных норм как у представителей всех сфер бизнеса, так и физических лиц. Львиную долю подготовленных нами юридических консультаций составляют консультации по вопросам штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

В данном материале представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, а также несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НК: их размер, порядок применения и взыскания.

Итак, НК определяет штрафную санкцию (финансовую санкцию, штраф) как плату в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Вопросам ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, а также их должностных лиц за совершение налоговых правонарушений посвящена глава 11 НК.

В понимании Кодекса налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния в виде действия или бездеятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы

Так, за нарушение налогового законодательства НК предусмотрена финансовая ответственность в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и пени, а также административная и уголовная ответственность.

Если говорить о непредставлении или несвоевременном представлении налоговой отчетности,то за каждое подобное правонарушение налогоплательщику согласно со ст. 120 НК грозит штраф в размере 170 гривен. Если же к налогоплательщику в течение года уже был применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Со сроками подачи налоговой отчетности напрямую связаны и сроки уплаты налогов.

Соответственно, необходимо разобраться, в какие сроки налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган налоговую декларацию, чтобы не "попасть" под указанные выше штрафные санкции, а также уплатить налоги, не нарушая требований НК.

Согласно п. 49.18 ст. 49 НК налоговые декларации подаются за базовый отчетный (налоговый) период, равный:

- календарному месяцу (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов) - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

- календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

- календарному году (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц - предпринимателей) - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц - до 1 мая года, следующего за отчетным;

- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц - предпринимателей - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.

Уплатить указанную им в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НК для подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (о которых будет упомянуто далее - прим. авт.). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Существенным недостатком Кодекса, на который необходимо обращать внимание, является отсутствие в нем возможности перенесения срока уплаты налогов в связи с переносом сроков подачи налоговых деклараций. Если последний день уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму такого налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления налоговой декларации, без учета переноса сроков представления отчетности в связи с выходными или праздничными дни.

Уплатить указанную им в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НК для подачи налоговой декларации

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект (№ 10093 от 21.02.2012 года), предлагающий внеси в НК соответствующие изменения по этому вопросу. Согласно с предлагаемыми изменениями, как и в случае подачи налоговой отчетности, последним днем срока уплаты налогового обязательства, если срок его уплаты приходиться на выходной или праздничный день, будет считаться следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день.

Указанные выше исключения из 10-дневного срока установлены, например, для физических лиц по оплате налога на доходы. Полученный физическим лицом доход, как общую сумму средств за отчетный период (год) от всех видов деятельности из разных источников (на территории Украины и/или за ее пределами), такое лицо отображает в налоговой декларации. Последняя подается до 1 мая следующего года в орган ГНС по месту жительства налогоплательщика (по регистрации в паспорте), однако самостоятельно погасить определенное им в такой налоговой декларации налоговое обязательство налогоплательщик-физлицо обязан до 1 августа следующего за отчетным года (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.

Для плательщиков единого налога первой группы налоговым (отчетным) периодом является календарный год, второй - четвертой групп - календарный квартал.

Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца; третьей и четвертой групп - в общем порядке в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал (п. 295.3 ст. 295 НК).

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы - при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов - при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НК).

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет; если же такие противоправные действия были совершены в течение 1095 дней в третий раз и более - 75 процентов.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме

В случае определения суммы налогового обязательства налоговым органом по результатам проведенной проверки налогоплательщик должен будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов - за первое правонарушение и в размере 50 процентов - за повторное.

Повторность образуют любые варианты последовательности нарушений, на основании которых налоговый орган самостоятельно определил сумму налогового обязательства (например, занижение суммы налоговых обязательств после неподачи декларации или наоборот), и независимо от того, была ли применена финансовая санкция за первый случай.

Неуплата (неперечисление) физическим лицом - плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с этим Кодексом.

Однако в вопросе применения штрафных санкций необходимо учитывать, что согласно с Переходными положениями НК не применяются финансовые санкции к плательщикам за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором - четвертом календарных кварталах 2011 года. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

После окончания установленных Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня (сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченные в установленные законодательством сроки) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НК Украины.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами - с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения.

В случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и/или судебного обжалования пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется.

При самостоятельном выявления налогоплательщиком факта занижения налогового обязательства и его погашение до начала проверки контролирующим органом пеня не начисляется.

Однако это правило не применяется, если налогоплательщик не представляет налоговую декларацию за период, в течение которого произошло такое занижение, или же судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом - налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанного налогового обязательства.

Начисленные контролирующим органом суммы пени самостоятельно уплачиваются налогоплательщиком.

При погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые платит такой налогоплательщик, в первую очередь засчитываются в счет налогового обязательства. В случае полного погашение суммы налогового долга в следующую очередь погашаются штрафы и только в последнюю - пеня.

Если налогоплательщик не выполняет либо просто не определяет в платежном документе указанную выше очередность платежей, налоговый орган самостоятельно осуществляет необходимое распределение поступивших денег.

Предельные сроки применения к налогоплательщикам штрафных санкций отвечают срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенным ст. 102 НК.

Так, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. Если такая налоговая декларация была подана позже - за днем ее фактического представления.

Пропуск налоговой указанного срока давности освобождает налогоплательщика от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Срок давности в 1095 дней не распространяется, если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была представлена, а также в случае, когда должностное лицо налогоплательщика или физическое лицо - налогоплательщик были осуждены за уклонение от уплаты указанного налога (или дело было закрыто по нереабилитирующим основаниям).

Если налогоплательщик был привлечен к ответственности за первое нарушение - отсчет годичного срока начинается со дня уплаты штрафа за предыдущее правонарушение и заканчивается 1095 календарным днем включительно.

Пропуск налоговой срока давности (1095 дня) на определение суммы денежного обязательства освобождает налогоплательщика от такого обязательства, а спор относительно декларации (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке

Если же за первое нарушение штрафные санкции не применялись, срок начинается со следующего дня после надлежащего оформления решения контролирующего органа самостоятельно определить сумму налогового обязательства.

Что касается сроков принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, то согласно с НК срок также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

При этом комплексный анализ норм НК Украины дает основания утверждать, что указанный в ст. 102 Кодекса срок в 1095 дней является определяющим как для налоговой при предъявлении к налогоплательщику исковых требований о взыскании налогового долга, так и для административного суда при открытии производства по делу о взыскании соответствующего налога. Применение установленных Налоговым кодексом Украины сроков обращения в административный суд возможно только в случае тех правоотношений, которые возникли после вступления Кодекса в силу, т. е. с 1 января 2011г. (см. также письмо Высшего административного суда Украины № 203/11/13-11 от 10.02.2011 г.).

ВЫВОДЫ: Подытоживая, следует отметить, что четкое понимание и исполнение налогоплательщиком указанных выше требований законодательства в части сроков подачи налоговой отчетности и уплаты соответствующих денежных обязательств по налогам позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.
Inet
А также смотрите Письмо ВАСУ
и еще

В общем, здеся много полезного по обжалованиям
VOA
Цитата(Inet @ Apr 4 2012, 05:10 PM) *
А также смотрите Письмо ВАСУ
и еще

В общем, здеся много полезного по обжалованиям

Спасибо, что дополнили. smile.gif
VOA
Вот в Вестнике ГНСУ за 02.03.2012 попалась статьят аудитора: Организационно-правовые вопросы торговой деятельности: оптовая и розничная торговля
Если кому интересно - посмотрите, т.к. выложить на этом форуме не получается полностью - там есть таблицы.
http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/749
Также было недавнее обсуждение форумчан здесь о рознице и опте http://chp.com.ua/forums/index.php?showtop...st&p=112448

А также о кассе у ФОПа
Касса и наличные расчеты у частного предпринимателя -статья из "СД" за 2011 год
http://chp.com.ua/forums/index.php?showtop...st&p=113377
VOA
А вот скомпилированная подборка на бухфоруме по теме Книга учета доходов и расходов ("новая Книга ф. №10") Наиболее часто задаваемые вопросы по ведению Книги учета доходов и расходов предпринимателями на общей системе налогообложения (и их работниками, осуществляющими наличные операции)
http://buhforum.com/viewtopic.php?f=8&...0558c6b28ea96d8
VOA
Уведомление об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, которые были зарегистрированы, созданы или открыты до 2011 г.
Должен ли плательщик налога представлять уведомление по форме № 20-ОПП об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, которые были зарегистрированы, созданы или открыты до 2011 г.?

В соответствии с п. 63.3 ст. 63 Налогового кодекса налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в органах ГНС по местонахождению юридических лиц (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу Налогового кодекса.

Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих органах ГНС по основному и неосновному месту учета, уведомлять о всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, органы ГНС по местонахождению таких объектов в порядке, установленном центральным органом ГНС.

Порядок учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, определен в разделе VIIІ Порядка № 1588.

Уведомление об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП представляется в течение 10 рабочих дней после его регистрации, создания или открытия в орган ГНС по местонахождению такого объекта.

Таким образом, налогоплательщик начиная с 01.01.2011 г., то есть со дня вступления в силу Налогового кодекса, обязан уведомлять о всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в том числе созданных или открытых до 2011 г., органы ГНС по местонахождению таких объектов (по основному и неосновному месту учета). Сроки представления уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, зарегистрированных, созданных или открытых до 01.01.2011 г., действующим законодательством не предусмотрены.

Единая база налоговых знаний, www.sta.gov.ua
Перечень использованных документов
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588
VOA
Штрафные санкции за нарушение сроков представления деклараций о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за отчетные налоговые периоды до 2011 г.
Применяются ли штрафные санкции к физическому лицу — предпринимателю за нарушение сроков представления деклараций о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за отчетные налоговые периоды до 2011 г.?

Статьей 6 Конституции предусмотрено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины.

Органы государственной власти, их должностные лица в соответствии со ст. 19 Конституции обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Согласно ст. 58 Конституции законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Никто не может нести ответственность за действия, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Суть обратного действия нормативно-правовых актов во времени заключается в том, что их юридическая обязательность распространяется на правоотношения, возникшие до вступления этих нормативно-правовых актов в силу.

Начиная с 01.01.2011 г. полномочия, основания и способ действий органов ГНС и их должностных лиц, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков определены Налоговым кодексом.

В соответствии с п. 113.3 ст. 113 этого Кодекса штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, применяются в порядке и размерах, установленных этим Кодексом и другими законами Украины.

Применение за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), не предусмотренных Налоговым кодексом и другими законами Украины, не разрешается.

Следовательно, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением норм законов по вопросам налогообложения, действовавших до 01.01.2011 г., а штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм таких законов применяются в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом и другими законами Украины, действующими на момент применения санкций.

Учитывая положения ст. 58 Конституции, а также решение Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99, если событие, факт не квалифицировались как правонарушение налоговым законодательством, действовавшим до 01.01.2011 г., а в новом законодательном акте такое событие, факт определяются как правонарушение, за совершение которого предусмотрено применение юридической ответственности, то в таком случае юридическая ответственность не применяется.

Таким образом, поскольку нормы Закона № 2181, определявшего до 2011 г. порядок начисления штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, не предусматривали ответственности физических лиц — предпринимателей за нарушение сроков представления деклараций о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, то штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 Налогового кодекса, не применяются к физическим лицам — предпринимателям за нарушение сроков представления такой отчетности за отчетные налоговые периоды до 2011 г.
Честно говоря, вывод удивил.
Единая база налоговых знаний, www.sta.gov.ua
Перечень использованных документов
Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
Закон № 2181 — Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (утратил силу)


А это ссылка на письмо ГНСУ от 05.04.12 с такими же выводами о штрафах за 2011 год для общесистемщиков http://chp.com.ua/forums/index.php?showtop...st&p=115340 (первоисточник здесь http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=2887)
VOA
Вестник ГНСУ № 8 за 24.02.2012 http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/599
Документальное подтверждение задекларированных налогоплательщиками показателей налоговой отчетности

Одним из важных достижений Налогового кодекса является законодательное урегулирование порядка предоставления налогоплательщиками документального подтверждения задекларированных показателей налоговой отчетности при проведении налоговыми органами проверок.

Органами ГНС при проведении проверок плательщиков осуществляются сбор, обработка и аккумулирование фактических данных по объемам доходов, расходам налогоплательщика, определению других показателей налоговых деклараций (отчетов), начислению и уплате налогов (сборов), накапливаемых в материалах проверки, формируются оценка и обоснование заключений, отражающих состояние выполнения плательщиком обязательств перед государством.

Вместе с тем Налоговым кодексом четко определены основания для заключений при проведении проверок и требования относительно подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности.

Так, согласно ст. 83 Налогового кодекса для должностных лиц органов ГНС при проведении проверок основаниями для заключений являются:
документы, определенные этим Кодексом;
налоговая информация;
экспертные заключения;
судебные решения;
другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными Налоговым кодексом или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС.

Следует отметить, что в настоящее время Налоговым кодексом четко установлен перечень документов, необходимых для их ведения в целях налогообложения. Так, согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенных абзацем первым п. 44.1 ст. 44 Кодекса.

Срок хранения первичных и обработанных документов, регистров и отчетности установлен п. 44.3 этой статьи, согласно которому налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а при ее непредставлении — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

При ликвидации налогоплательщика документы, определенные в п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, за период деятельности плательщика не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о бухучете ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не меньше трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам.

При этом сроки хранения первичных документов, документов налоговой отчетности и другой документации, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, также определены в Перечне № 41.

Согласно п. 2.9 этого Перечня исчисление сроков хранения документов в общем случае осуществляется с 1 января года, следующего за годом их составления.

Например, исчисление срока хранения документов, датированных 2007 г., начинается с 1 января 2008 г. И если срок хранения такого документа составляет, например, три года, то он истекает 1 января 2011 г.

Большинство документов, которые субъект хозяйствования использует в хозяйственной деятельности, имеют срок хранения три года. Но есть и исключения. Сроки хранения некоторых документов составляют и пять лет, и 75 лет (например, это ведомости для начисления зарплаты).

Следует отметить, что согласно части первой Перечня № 41 первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и являющиеся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записях, учетные регистры (главная книга, журналы, разрабатываемые таблицы и др.) хранятся три года при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений, организаций и для хозрасчетных предприятий и организаций, находящихся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, — ревизии, а при возникновении споров, следственных и судебных дел — хранятся до принятия окончательного решения.

В соответствии с п. 85.2 ст. 85 Налогового кодекса запрещается истребование документов от налогоплательщика любыми должностными лицами органов ГНС в случаях, не предусмотренных этим Кодексом.

При этом налогоплательщик обязан представить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Вместе с тем крупный налогоплательщик обязан также представить в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Налоговым кодексом также предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Запрещается изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно п. 44.5 ст. 44 Налогового кодекса в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить орган ГНС по месту учета. Налогоплательщик обязан восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого уведомления. В случае невозможности проведения проверки плательщика из-за утери (повреждения) документов сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и представления документов для проверки в пределах вышеуказанного срока.

В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, представленных налогоплательщиком при проведении проверки, плательщик имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или представить непосредственно в контролирующий орган, назначивший проведение проверки, копии таких документов (удостоверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати) и подписью налогоплательщика — физического лица или должностного лица налогоплательщика — юридического лица). В течение трех рабочих дней со дня получения акта проверки налогоплательщик имеет право представить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие (п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса).

Также следует отметить, что Кодексом четко урегулированы порядок получения первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнение требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, от правоохранительных органов, которые были ими изъяты до начала или во время проведения проверки.

Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных лиц правоохранительных и других органов, которыми было осуществлено изъятие оригиналов документов или был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

В этом случае сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Таким образом, имеем сбалансированные нормы Налогового кодекса, устанавливающие порядок представления плательщиком и получения налоговыми органами документов при проведении проверок, а также позволяющие в полной мере реализовать права налогоплательщиков на подтверждение задекларированных показателей.

Сергей Крухмалев,директор Департамента налогового контроля ГНС Украины

Владимир Бычков,заместитель начальника отдела проверок качества налогового контроля, разработки и анализа налогового законодательства

Перечень использованных документов
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
Перечень № 41 — Перечень типовых документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41
VOA
Новации в учете плательщиков налогов и сборов Вестник ГНСУ № 4 от 27.01.2012 http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/289

Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом № 1588, вступил в силу 06.01.2012 г.

Целью новой редакции этого Порядка является приведение нормативно-правового акта в соответствие с нормами законов № 3205, № 3384, № 3609.

Больше всего изменений внесено в раздел XI этого Порядка с целью реализации новаций относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, внесенных в законодательство Законом № 3384. Упрощение этой процедуры является важным шагом для тех субъектов хозяйствования, которые в настоящее время фактически не осуществляют хозяйственную деятельность, но до сих пор не представили документы для прекращения вследствие процедурной сложности.

Порядком № 1588 определены следующие новые формы уведомлений:
о начале проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению) по форме № 24-ОПП (приложение 18);
о невозможности проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению) по форме № 25-ОПП (приложение 19);
о проведении внеплановой проверки по форме
№ 26-ОПП (приложение 20);
о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 27-ОПП (приложение 21);
об отзыве возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 28-ОПП (приложение 24).

С учетом указанных нововведений процедуры прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей сводятся к следующему.

1. Субъект хозяйствования принимает решение о прекращении и представляет государственному регистратору документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый государственный реестр) записи о решении относительно прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, в которых указываются сведения о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований. Такой срок не может составлять менее двух и более трех месяцев со дня опубликования сообщения о принятии физическим лицом — предпринимателем решения относительно прекращения предпринимательской деятельности (для физических лиц — предпринимателей) или менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица (для юридических лиц).

2. Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты поступления этих документов вносит в Единый государственный реестр запись о решении относительно прекращения предпринимательской деятельности и в тот же день передает органам ГНС соответствующее уведомление. Также государственный регистратор предоставляет органам ГНС сведения о дате публикации сообщения, содержащего информацию о сроке заявления требований кредиторов, не позднее следующего дня с даты публикации такого сообщения.

3. Субъект хозяйствования в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр записи о принятии решения о прекращении должен подать в орган ГНС заявление о прекращении налогоплательщика по форме № 8-ОПП.

4. Орган ГНС принимает решение о проведении и начинает проведение внеплановой проверки, предназначенной в связи с прекращением, в течение 10 рабочих дней с даты публикации сообщения о решении относительно прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, о чем государственному регистратору направляется одно из следующих уведомлений:
уведомление о начале проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица;
уведомление о невозможности проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица.

При направлении государственному регистратору уведомления о невозможности проведения органами ГНС внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении, такое уведомление не позднее двух месяцев с даты публикации сообщения о решении относительно прекращения должно быть заменено уведомлением о проведении внеплановой проверки или о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица вследствие его ликвидации.

При этом ст. 1666 КоАП установлена административная ответственность должностных лиц органов ГНС за непроведение или несвоевременное проведение органами ГНС проверок, связанных с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

5. До завершения срока заявления требований кредиторов орган ГНС должен выдать налогоплательщику одно из следующих уведомлений:
уведомление о денежных обязательствах и налоговом долге по форме № 10-ОПП — при наличии налогового долга, административного или судебного обжалования денежных обязательств;
справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 22-ОПП — при отсутствии задолженности и при условии отсутствия возражений органа ГНС против проведения государственной регистрации прекращения;
уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) с указанием причин возражений органа ГНС относительно осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика с приложением решения об отказе в выдаче справки по форме № 22-ОПП.

При этом ст. 1666 КоАП установлена административная ответственность должностных лиц органов ГНС за непредоставление или несвоевременное предоставление справок об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов.

6. Для проведения государственной регистрации прекращения субъект хозяйствования представляет государственному регистратору:
по общим процедурам: заполненную соответствующую регистрационную карточку, справки органов ГНС и Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования, справку архивного учреждения о приеме документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению, — после окончания процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не раньше истечения срока заявления требований кредиторами;
по принципу молчаливого согласия: субъект хозяйствования приобретает право на представление государственному регистратору документов, необходимых для проведения государственной регистрации прекращения, без справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (в случае если орган ГНС не предоставил справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов либо решение об отказе в их выдаче или уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя)) — не раньше чем через десять рабочих дней со дня истечения срока заявления кредиторами своих требований.

С целью приведения Порядка № 1588 в соответствие с положениями Закона № 3205 установлено, что вместо копии Свидетельства о государственной регистрации в орган ГНС представляется выписка или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Кроме того, положения вышеуказанного Порядка приведены в соответствие с положениями Налогового кодекса с изменениями, внесенными Законом № 3609.

А именно: в связи с установлением ограничений относительно нераспространения положений п. 153.13 ст. 153 Налогового кодекса на операции по управлению активами институтов совместного инвестирования фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом, пп. 3.5.3 п. 3.5 раздела ІІІ Порядка № 1588 дополнен положениями, согласно которым в органах ГНС не учитываются договоры управления имуществом, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности, осуществляемой по договорам управления имуществом, определенные в пп. 53.13.10 п. 153.13 ст. 153 Налогового кодекса.

Из Порядка № 1588 исключено положение относительно порядка учета в органах ГНС юридических или физических лиц — резидентов Украины, подпадающих под определение постоянного представительства нерезидентов, в связи с исключением соответствующих норм из п. 64.5 ст. 64 Налогового кодекса и с учетом положений п. 160.9 ст. 160 этого Кодекса.

Положение Порядка № 1588 относительно определения документа об аккредитации филиала и представительства иностранного банка приведено в соответствие с Законом № 2121, то есть определено, что таким документом для филиалов иностранных банков является банковская лицензия, а для представительств иностранных банков — согласованное Нацбанком Украины положение о представительстве иностранного банка.

Кроме того, положение относительно порядка заполнения справки о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП вынесено из текста Порядка в памятку для заполнения полей справки по форме № 4-ОПП.

Екатерина Богинич,главный государственный налоговый инспектор отдела организации налогоплательщиков Управления регистрации и учета налогоплательщиков Департамента информатизации и учета налогоплательщиков ГНС Украины

Перечень использованных документов
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X
Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
Закон № 2121 — Закон Украины от 07.12.2000 г. № 2121-III «О банках и банковской деятельности»
Закон № 3205 — Закон Украины от 07.04.2011 г. № 3205-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя»
Закон № 3384 — Закон Украины от 19.05.2011 г. № 3384-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по их решению»
Закон № 3609 — Закон Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины»
Приказ № 1588 — приказ Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588 «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов»
Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.