Передплата на газету Приватний підприємець на 2024 рік

Рассылка новостей




24.07.2009

"Частный предприниматель" получил юридическое заключение по вопросу законности распоряжений КМУ по НДС

«Частный предприниматель» обратился в Юридический Центр «Прецедент» с просьбой дать юридическое заключение относительно правомерности распоряжений КМУ

№ 757-р от 01.07.2009 г. «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и

№ 838-р от 17.07.2009 г. «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и вот, что нам ответили юристы.

В части полномочий КМУ

Пунктом 1 части 2 статьи 92 Конституции Украины предусмотрено, что исключительно законами Украины устанавливаются система налогообложения, налоги и сборы.

Согласно статье 1 Закона Украины «О системе налогообложения» ставки, механизм уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особенных видов пошлины и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Кабинет Министров Украины может устанавливать исключительно размер и механизм уплаты сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Одним из основных заданий Кабинета Министров Украины согласно пункту 3 статьи 116 Конституции Украины и пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» является обеспечение проведения установленной законами налоговой политики.

Как следует из статей 116 Конституции Украины, 20 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», Кабинет Министров Украины не наделен такими полномочиями, как изменение порядка декларирования и механизма уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Из содержания распоряжений КМУ № 757-р и № 838-р следует, что они направлены на изменение именно механизма уплаты налога на добавленную стоимость. В связи с этим распоряжения КМУ № 757-р и № 838-р противоречат перечисленным нормам, т.е. вынесены вопреки предоставленным Кабинету Министров Украины полномочиям и с их превышением.

В части содержания распоряжений КМУ:

1) относительно права на налоговый кредит

Датой возникновения права плательщика налога на налоговый кредит согласно п.п. 7.5.1. п. 7.5. ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» считается дата осуществления первого из событий:

- либо дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг);

- либо дата получения налоговой накладной, удостоверяющей факт приобретения плательщиком налога товаров (работ, услуг).

Других условий определения даты возникновения у плательщика налога права на налоговый кредит Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» не содержит.

Таком образом, иной подход в определении даты возникновения права на налоговый кредит, изложенный в распоряжении КМУ № 757-р, не соответствует положениям Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

2) отражение в налоговом учете налоговых накладных, выписанных в другом, чем отчетный, налоговом периоде

Действующим законодательством Украине не установлено ограничений в части отражения в налоговом учете налоговых накладных, выписанных в другом, чем отчетный, налоговом периоде.

При этом п.п. 7.4.5. статья 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» содержит прямой запрет включать в состав налогового кредита суммы оплаченного (начисленного) налога в связи с приобретением товаров (услуг), не подтвержденные налоговыми накладными или таможенными декларациями (другими подобными документами согласно с подпунктом 7.2.6 этого пункта).

В случае, когда на момент проверки плательщика налога органом государственной налоговой службы суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, остаются не подтвержденными указанными этим подпунктом документами, плательщик налога несет ответственность в виде финансовых санкций, установленных законодательством, начисленных на сумму налогового кредита, не подтвержденную указанными этим подпунктом документами.

Наряду с этим нормы Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (пункт 5.1. статьи 5, пункт 17.2. статьи 17) прямо разрешают налогоплательщику уточнять поданные им ранее декларации.

Следовательно, положения распоряжения КМУ № 838-р в части установления ограничения права налогоплательщика отражать в налоговом учете налоговые накладные, выписанные в другом, чем отчетный, налоговом периоде, равно, как и уточнять показатели ранее поданных деклараций, противоречат действующему законодательству Украины.

3) по поводу аннулирования регистрации плательщиков НДС

Исчерпывающий перечень случаев, в которых возможно аннулирование регистрации плательщика НДС, установлен пунктом 9.8. статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Установление органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства…, в указанном перечне отсутствует. Поэтому аннулирование регистрации плательщика НДС по такому основанию будет являться нарушением Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

4) об основаниях для проведения внеплановой проверки

Что касается проведения внеплановой проверки с участием подразделений налоговой милиции в случае корректировки или уточнения плательщиком налога показателей декларации в объеме 10 и больше процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, такое «нововведение» также противоречит действующему законодательству, а именно:

Статьей 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может проводиться внеплановая проверка. В указанном перечне отсутствует основание, указанное в распоряжение КМУ № 838-р.

Таким образом, внеплановая проверка, обоснованная наличием такого основания, будет незаконной.

Вместе с этим Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (часть 14 статьи 111) запрещает участие работников налоговой милиции при проверках органов государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведение оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных относительно таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов), находящихся в их производстве.

Выводы:

Пунктом 11.4. ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» прямо предусмотрено, что изменения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться лишь путем внесения изменений к этому Закону отдельным законом по вопросам налогообложения этим налогом. В случае, если другим законом, независимо от времени его принятия, устанавливаются правила налогообложения этим налогом, отличные от установленных в этом Законе, приоритет имеют нормы Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Поэтому любые изменения порядка уплаты НДС будут считаться правомерными исключительно в случае, если такие изменения будут приняты Верховной Радой Украины в форме закона о внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Какие-либо изменения в указанный закон не вносились.

Нормы закона, регулирующие дату возникновения налоговых обязательств и права плательщика налога на налоговый кредит, порядок аннулирования регистрации плательщиков НДС, не изменялись. Следовательно, именно они в действующей редакции имеют приоритет перед распоряжениями КМУ № 757-р и № 838-р.

Не лишним будет указать, что в соответствии со статьей 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Статьей 19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть понужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Реакция «несогласных» налогоплательщиков на подобные распоряжения ввиду изложенного может быть следующая:

1) применение действующих и имеющих приоритет норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» и норм других законов.

Налогоплательщик может обжаловать неправомерные действия контролирующих органов, связанные с применением распоряжений КМУ № 757-р и № 838-р, либо в административном, либо в судебном порядке. Решения об аннулировании регистрации плательщика НДС подлежат обжалованию в судебном порядке.

Рекомендуем отказывать в допуске работников государственной налоговой службы к проведению внеплановых проверок на основании распоряжения КМУ № 838-р, обосновываю свою позицию отсутствием такого основания в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

В случае если работники государственной налоговой службы отказывают в приеме декларации, следует руководствоваться положениями, изложенными в пункте 4.1.2. пункта 4.1. статьи 4 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»:

до окончания предельного срока подачи декларации отправить такую декларацию почтой с описью вложенного и уведомлением о вручении, приложив к декларации заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа с указанием фамилии должностного лица, отказавшегося принять декларацию, и даты отказа.

2) обжалование в судебном порядке распоряжений КМУ № 757-р и № 838-р, как противоречащих законодательству и ущемляющих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

В отношении указанных распоряжений могут быть поданы обращения в прокуратуру ввиду нарушения Кабинетом Министров Украины при их принятии своих полномочий.

Ссылки по теме:

 

Про врегулювання деяких питань адміністрування податку на додану вартість

Источник: www.chp.com.ua

А вы знаете какие прически на свадьбу

 

Additional Info

  • Размещение в RSS:: нет

Поделиться:

Новий номер!

  • Перехід ФОП із ЗС на ЄП: заява на перехід, звітність, ЄСВ
  • ФОП-єдинник та оптовий продаж моторних олив: чи можливо це?
  • Проблемні питання щодо заповнення додатка ЄСВ1 загальносистемниками

Детальніше...

Мы на Facebook

Популярне