мониторя интернет
................
Инспекция по вопросам защиты прав потребителей , определенных Законами Украины «О защите прав потребителей», «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», «Об общей безопасности непищевой продукции», осуществляет мероприятия государственного рыночного надзора предприятий–изготовителей и предприятий–распространителей товаров непродовольственной группы, на которые распространяется действие технических регламентов.
В своей работе специалисты инспекции, руководствуются следующими нормативными документами:
• Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» №2735-VI от 02.12.2010.
• Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» №2736-VI 02.12.2010.
• Постановлением КМУ «Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности» №573 от 01.06.2011 (далее – Постановление).
Вышеуказанное постановление утверждает перечень органов государственного рыночного надзора, одним из которых является Госпотребинспекция Украины. Сфера ответственности каждого из контролирующих органов определена этим постановлением.
На основании вышеперечисленных документов, в инспекции по вопросам защиты прав потребителей организован отдел рыночного надзора, который осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.22 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», мерами рыночного надзора являются:
1) проверки характеристик продукции, в том числе отбор образцов продукции и их экспертиза (испытание);
2) ограничительные (корректирующие) меры, которые включают:
а) ограничение предоставления продукции на рынке;
б) запрет предоставления продукции на рынке;
в) исключение продукции из оборота;
г) отзыв продукции.
3) контроль состояния выполнения решений о применении ограничительных (корректирующих) мер;
4) предупреждение органами рыночного надзора потребителей (пользователей) об обнаруженной этими органами опасности, которую предоставляет продукция.
В случаях, предусмотренных Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», меры рыночного надзора применяются относительно продукции, которая:
1) предоставляется на рынке, в том числе относительно единиц или партий введенной в оборот продукции, которые хранятся на складах производителей (импортеров);
2) представлена по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации продукции другим способом;
3) находится под таможенным контролем, в случае приостановки ее таможенного оформления по результатам контроля продукции.
Относительно продукции, которая находится у потребителей (пользователей), в случаях, определенных Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции», применяются такие меры рыночного надзора:
1) ограничение предоставления продукции на рынке;
2) отзыв продукции.
Порядок проведения проверок характеристик продукции
Во время проверок характеристик продукции проводятся документальные проверки, в случае необходимости – обследование образцов продукции, а при наличии оснований считать, что продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям – отбор и экспертиза (испытание) образцов продукции.
При проведении проверок характеристик продукции органы рыночного надзора учитывают степень риска, которую может составлять соответствующая продукция, а также сведения, которые содержатся в обращениях потребителей (пользователей) о защите их права на безопасность продукции, и другую информацию относительно продукции.
Органы рыночного надзора проводят плановые и внеплановые проверки характеристик продукции.
Плановые проверки характеристик продукции проводятся у распространителей этой продукции, а внеплановые – у распространителей и производителей такой продукции.
Ответственность за нарушение законодательства
Субъекты хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством за нарушение Законов Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции» несут гражданскую, административную или уголовную ответственность.
За нарушения, предусмотренные Законами Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции», распространители и производители подвергаются штрафам, размеры которых определены в вышеуказанных законах.
Дела о наложении штрафов за нарушения, определенные Законами Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции», рассматриваются руководителями органов рыночного надзора или заместителями таких руководителей в пределах их компетенции.
О совершении нарушений, указанных в Законах Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции», должностными лицами органов рыночного надзора, которые выявили правонарушения, составляется протокол, который вместе с объяснениями руководителя, другого ответственного должностного лица и документами, которые касаются дела, передаются должностным лицам, уполномоченным рассматривать такие дела.
Руководитель или заместитель руководителя органа рыночного надзора рассматривает дело в течение 15 дней со дня получения соответствующих документов.
Решение руководителя или заместителя руководителя органа рыночного надзора о наложении штрафа оформляется постановлением.
Субъект хозяйственной деятельности должен оплатить штраф в пятнадцатидневный срок со дня получения постановления о его наложении. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он взимается в судебном порядке.
.....................
Плановые проверки рыночного надзора проводятся у распространителей, а в случае выявления опасной продукции (или такой, которая не соответствует установленным требованиям) проверки характеристик товара проводятся у субъектов хозяйствования в цепи поставок. То есть у Госпотребинспекции по-прежнему существуют плановые (проводятся раз в год, а по некоторым видам товаров раз в три года) и внеплановые проверки для реализаторов и производителей (по заявлению или жалобе потребителя).
..................
Согласно этим нормативным актам, изменяется философия ведения контроля. Раньше вся ответственность за то, что происходило в общении продавца и потребителя в части качества продукции, возлагалась на продавца, хотя он и отвечал за качество продукции косвенно (хранение полученной продукции в определенных условиях, своевременная реализация и проверка маркировки). Сегодня, если в торговой сети будет выставляться продукция, которая по тем или иным параметрам не соответствует требованиям нормативных документов, и продавец имеет весь перечень документов, откуда он эту продукцию получил, то за этот сегмент продавец ответственности нести не будет. А мы будем следовать далее по цепочке: оптовое звено, дилерская сеть либо сам производитель.
Это серьезный шаг вперед, так как ранее при проверках контроль был неполным. Например, проверили продавца, наказали его, он заплатил штраф, с производителем решил вопрос компенсации убытков, и процесс завершался. Сегодня каждый до последнего участника рынка будет нести солидарную ответственность.
,.....................
http://kv.dn.ua/rynochnyi-nadzor-i-kontrol...-produkcii.htmlhttp://www.rp.mk.ua/2012/01/na-strazhe-prav-potrebitelej/http://www.kmu.gov.ua/control/publish/arti...rt_id=245313449