Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Ноутбук на рабочем месте
Форумы газеты ЧАСТНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ > Форумы по частному предпринимательству > Проверки деятельности предпринимателей
Valerikkon
Интересует такой вопрос: какой орган имеет право проверить ноутбук на рабочем месте на предмет наличия нелицензионного программного обеспечения? И какие документы при этом обязан предъявить? Какие основания должны быть для проверки? blink.gif
Inet
Цитата(Valerikkon @ Mar 5 2010, 12:06 AM) *
Интересует такой вопрос: какой орган имеет право проверить ноутбук на рабочем месте на предмет наличия нелицензионного программного обеспечения? И какие документы при этом обязан предъявить? Какие основания должны быть для проверки? blink.gif

Точно имеет право на проверку лицензионности ПО- налоговая.
И они этим сейчас очень промышляют.
Не скажу, что сильно в этом разбираюсь, но так из советов бывалых, советуют как раз ноутбуками пользоваться - в случае чего, под мышку и унес, а вот со стационарными компами- сложнее.
Советуют также нацепить наклейку, что это частная собственность какого-нибудь Пупкина и т.д.
Prospero
В дополнение:
ОБэП может еще. Всяких уровней, рай, гор, обл.
IN_NOCHKA
Цитата(Prospero @ Mar 5 2010, 03:58 PM) *
В дополнение:
ОБэП может еще. Всяких уровней, рай, гор, обл.



А что уже начали проверять лицензионность программ????????????????
Inet
Цитата(IN_NOCHKA @ Mar 5 2010, 06:40 PM) *
А что уже начали проверять лицензионность программ????????????????

Что касается физлиц- не слышала случаев, а вот на фирмах частенько этот вопрос всплывает. Нарушение авторских прав- как ни как.Вот, краткая информация
А что касается ответственности, то привлечение к ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения осуществляется на основании Уголовного кодекса Украины (ст. 176) и Кодекса Украины об административных правонарушениях (ст. 51-2).



Valerikkon
Понятно налоговая и ОБЭП, а какие документы для проверки они должны предъявить? Типа направление, постановление, и т.д. Нельзя же просто придти и сказать предъявите ваш комп для проверки. Должно быть основание, правда в нашей стране все возможно.
Prospero
тут есть немного
А то, что в нашей стране все возможно - это точно smile.gif
Valerikkon
Спасибо, ссылка действительно полезная.
Nickolas
Лицензирование ПО весч хорошая, но каким образом будет проверятся например лицензионность специализированного ПО, наклейка предусмотрена далеко не по всем продуктам.
Реально традиционно проверить могут 1С, Windows, Office. вроде бы слышал об органе по лицензировнию который создан ведущипи производителями ПО.
Теперь рецепты
1) Если мало компов купить винду XP OEM лицензионную она дешевле, купить MS Office,
2)Купить Винду лицензионную ту что подешевле, установить Open Office- совершенно бесплатно спасибо Sun|Oracle, и некоторые возможности вам понравятся, после пары недель работы про MS Office забудете
3) Установить Linux, я б рекомендовал: UBUNTU 9.10, KUBUNTU( другой интерфейс)9.10, Debian Lenny.

Конечно у последнего варианта масса недостатков, ряд программ Win вы не запустите, но появится масса преимуществ
1) Linux работает всетаки быстрее при верной настройке.
2) Интернет просто летает(действиетльно работает быстрее), единственное чего вы не увидите на просторах Linux это Internet Explorer (Слава Богу) ,
но есть Opera, FireFox, и прочее. Короче хватит
3) ICQ клиенты тоже есть и скайп тоже причем ICQ довольно шустрый
4) 1С 7,7 можно запустит из под wine 1.2 работает стабильно но надо грамотно настроить , версию 8 тоже можно приладить, но мне пока не
доводилось ее ставить.
5) аналог MS Offise все тот же OpenOffice который на Linux работает как рыба в воде.
6) и проверок можно не боятся, потому что без вашей помощи проверяющие даже не зайдут в систему smile.gif
7) для любителей терминальных сессий можно использовать кучу бесплатный клиентов RDP для винды
8) Необязательно но очень желательно постоянное подключение к интернету, потому что Linux очень любит когда программы ставятся прямо оттуда.
программ много и все бесплатны( по крайней мере большая часть)
9) Оконный интерфейс- часто винда отдыхает. Мне нравятся "резиновые" окна, при этом вся эта красота работает на компе 5летней давности

Если что не так не пинайте сильно
sleit
Цитата(Nickolas @ Mar 11 2010, 05:10 PM) *
Лицензирование ПО весч хорошая, но каким образом будет проверятся например лицензионность специализированного ПО, наклейка предусмотрена далеко не по всем продуктам.

Проверяется очень просто - у Вас должны быть договор и сопроводительные документы, которые выдаются при покупке
Nickolas
Проверяется очень просто - у Вас должны быть договор и сопроводительные документы, которые выдаются при покупке.

1 СПД ФО может таких документов не иметь вполне обосновано, не обязан иметь
2 Если ПО покупалось в сети за безнал, и присылался ключ активации, тогда как быть?
3 Как докажут 30 дневный срок бесплатного пользования , скачал-установил- попробую- удалю (за 30 дней)
4 Пришел в магазин купил коробку ПО - какой договор, чек раве что?

Как проверят GNU/GPL лицензию?

kochetov
Добрый день.
Два вопроса для учасников форума:
1. Чем и как проверяют (какой программой) лицензионность софта?
2. 30-дневные траял версии можно же использовать?
3. Если раньше была установлена не лицензионная программа но деинсталирована, ее смогут найти проверяющие?
4. Использование портайбл версий проверяющие найдут?
Olga business-consultant
ЧИТАЙТЕ,ДУМАЮ ЧТО НЕ ТОЛЬКО ВАМ ПРИГОДИТСЯ.

В связи с многочисленными вопросами юристом Дмитрием Романюхой, автором ряда публикаций в нашей газете по проблемам взаимоотношений с правоохранительными органами, была проведена правовая экспертиза действующего законодательства об авторских и смежных правах в части использования предприятием нелицензионного программного обеспечения. Для удобства восприятия материал изложен в виде анализа наиболее часто возникающих вопросов.  

Проверки лицензионного программного обеспечения
На тонкой грани между преступлением и правонарушением

 

1. Каковы возможные негативные последствия использования нелицензионного программного обеспечения для предприятия? Кто и какую ответственность несет в таких случаях?

Защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством (ст. 51 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Так, административная ответственность за нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности установлена ст. 51-2 Кодекса об административных правонарушениях Украины (далее – КоАП). В соответствии с указанной выше статьей КоАП, нарушением является незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (литературного или художественного произведения, их исполнения, фонограммы, передача организации вещания, компьютерной программы, базы данных, научного открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, знака для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения, сорта растений и т. д.), присвоение авторства на такой объект или иные умышленные нарушения прав на объект права интеллектуальной собственности. Субъектами данного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. 

Уголовная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав установлена ст. 176 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины). С объективной стороны, преступление предусматривает общественно-опасные деяния, их последствия в виде причинения материального вреда в крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, или сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования, указанных объектов интеллектуальной собственности в 100 и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), а также причинную связь между соответствующими деяниями и их последствиями.

Формами проявления данного преступления являются:
1) незаконное воспроизведение компьютерных программ, баз данных;
2) незаконное распространение компьютерных программ и баз данных на носителях информации;
3) незаконное тиражирование компьютерных программ и баз данных на носителях информации;
4) иное использование чужих компьютерных программ и баз данных без разрешения лиц, которые имеют на них авторские права.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого нами преступления являются:
1) совершение его повторно;
2) причинение материального вреда в особо крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, или сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования, указанных объектов интеллектуальной собственности в 1 000 и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан). Особо квалифицированным данное преступление считается в том случае, если оно совершено должностным лицом с использованием служебного положения в отношении подчиненного лица. Субъектом преступления является любое вменяемое физическое лицо (в том числе – должностное лицо), которое к моменту совершения преступления достигло 16-летнего возраста.

В связи с тем что субъектами преступлений и административных правонарушений могут быть только физические лица, в частности, должностные лица предприятия, уголовной или административной ответственности юридические лица нести не могут.

Однако, в соответствии со ст. 441 ГК Украины, предприятие, организация или иное юридическое лицо, должностными лицами которого, при исполнении ими своих служебных обязанностей, был причинен вред третьим лицам, обязано возместить пострадавшему лицу причиненный ему вред в полном объеме. В свою очередь, указанные должностные лица несут ответственность перед этим предприятием в порядке регресса, согласно требованиям норм трудового законодательства (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29.12.92 г. № 14 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками»).

* * *

2. Какие именно проверяющие и контролирующие органы имеют право проверять предприятие на предмет использования нелицензионного программного обеспечения? Что является основанием для такой проверки? Какие документы должны быть предоставлены предприятию проверяющими органами при желании провести такую проверку? Каковы полномочия проверяющих при проведении такой проверки? Какие действия они могут проводить на предприятии с компьютерной техникой, с персоналом, работающим с этой техникой, с должностными лицами предприятия? Что конкретно они имеют право делать и что – не имеют? Могут ли быть изъяты какие-либо документы, компьютерная техника и т. п. при проведении такой проверки?)

Прежде всего необходимо отметить тот факт, что действующим законодательством Украины не предусмотрено проведение проверок юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими требований действующего законодательства в сфере защиты авторского права.

Все мероприятия по выявлению и пресечению нарушений авторского права проводятся органами внутренних дел и прокуратуры в рамках уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

Так, в соответствии со ст. 255 КоАП Украины, составляют протоколы и ведут производство по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 51-2 КоАП Украины, органы внутренних дел. Рассматривают дела по данным административным правонарушениям судьи районных (городских) судов (ст. 221 КоАП Украины).

Уголовные дела, возбужденные по преступлениям, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 176 УК Украины, расследуются следователями органов внутренних дел. Преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 176 УК Украины, расследуются следователями органов прокуратуры.

Особо следует остановиться на том факте, что ряд действий органов внутренних дел, а именно их оперативных подразделений, может осуществляться в рамках Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ст. 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным подразделениям Министерства внутренних дел Украины относятся уголовная, транспортная, специальная милиции, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, обеспечению безопасности работников судов, правоохранительных органов и участников уголовного судопроизводства.

Рассмотрим подробно действия и мероприятия, которые могут осуществляться оперативными подразделениями органов внутренних дел в рамках указанного выше закона.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности является наличие достаточной информации о:

– преступлениях, которые подготавливаются или совершены неустановленными лицами;

– лицах, которые готовят или совершили преступление;

– лицах, которые скрываются от органов расследования, суда или уклоняются от отбытия уголовного наказания;

– лицах, без вести пропавших.

Исходя из изложенной выше нормы, в нашем случае основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть наличие достаточной информации о подготавливаемом или совершенном неустановленными лицами преступлении в сфере авторского права и смежных прав, а также наличие достаточной информации о лицах, которые подготавливают или совершили преступления в сфере авторского права и смежных прав. Четкого указания о том, какая информация и каким образом она должна быть зафиксирована, чтобы считаться достаточной для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанный закон не содержит. Поэтому, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассматривать его в более широком формате, связывая нормы Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Украины.

Частью 1 ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) установлено, что основаниями для возбуждения уголовного дела являются: 

– заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;

– сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, которые задержали подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;

– явка с повинной;

– сообщения, опубликованные в прессе;

– непосредственно выявленные органом дознания, следователем, прокурором или судом признаки преступления.

Правоотношения в сфере авторского права специфичны и, как правило, не имеют широкого резонанса в окружающей действительности. Органы внутренних дел могут получить указанные сведения только из ограниченного круга источников. А именно: сообщения граждан, предприятий, органов власти, публикации в прессе, явка с повинной лица, совершившего преступление, непосредственное выявление признаков преступления в сфере авторского права органами внутренних дел и прокуратуры или судом при выполнении возложенных на них законом обязанностей (например, при расследовании иных преступлений, осуществлении производства по административным правонарушениям и т. д.). Как видно, данные источники информации совпадают с основаниями для возбуждения уголовного дела, перечисленными выше. В соответствии же со ст. 4 УПК Украины, следователь, судья или орган дознания обязаны при наличии оснований возбудить уголовное дело. Органами дознания, согласно ст. 103 УПК Украины, являются именно оперативно-розыскные подразделения, в частности, соответствующие подразделения органов внутренних дел. Поэтому в случае получения информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении в сфере авторского права из перечисленных выше источников органом дознания (подразделением оперативно-розыскной деятельности) внутренних дел должно быть немедленно возбуждено по данному факту уголовное дело.

Далее, ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел или его уполномоченным заместителем. Без заведения оперативно-розыскного дела оперативно-розыскные мероприятия проводить запрещено. Кроме того, работники милиции, которые явились на предприятие с целью осуществления тех или иных мероприятий оперативно-розыскной деятельности, должны иметь при себе служебные удостоверения, которые по первому требованию должностных лиц предприятия должны предоставить им для ознакомления.

Перечень действий и мероприятий, которые милиция имеет право осуществлять в рамках оперативно-розыскной деятельности, перечислены в ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с указанной статьей, оперативные подразделения внутренних дел имеют право осуществлять следующие мероприятия:

1) опрашивать лиц и по их согласию пользоваться их добровольной помощью;

2) производить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и средств, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний;

3) поднимать в установленном законом порядке вопросы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью или иными видами хозяйственной деятельности индивидуально, и брать участие в их проведении;

4) требовать, собирать и изучать документы и данные, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источники и размеры их доходов;

5) проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений;

6) посещать жилые помещения и иные помещения с согласия их собственников или жильцов для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых лиц, в отношении которых проводится проверка;

7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжких преступлений, документы и иные предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения таких преступлений, либо получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на территорию земельных участков;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласных сотрудников оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением тайны достоверных данных в отношении их личностей;

9) считывать информацию с каналов связи, применять иные технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино– и видеосъемки, оптических и радиоприборов, иных технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, которые готовятся либо уже совершены;

15) образовывать с целью конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые шифруют лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

16) использовать с ведома администрации служебные помещения, транспортные средства и иное имущество предприятий, учреждений, организаций, а также по согласию граждан – жилье, иные помещения, транспортные средства и имущество, которые им принадлежат;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции.

В рамках предварительного следствия по уголовным делам следователи и органы дознания МВД Украины имеют право проводить в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством, следующие следственные действия: осуществлять допросы подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевших; проводить очные ставки, обыски и выемки; назначать экспертизы; задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц. При этом правомерность действий следственных и оперативных работников милиции возможно оценить только при непосредственном их проведении, руководствуясь нормами УПК и УК Украины.

В ходе проведения производства по административным делам органы внутренних дел имеют право осуществлять административное задержание и доставку нарушителя в органы милиции; собирать пояснения у свидетелей, правонарушителя; проводить осмотр и изъятие вещей, предметов, которые являлись орудием совершения правонарушения; назначать экспертизы (в тех случаях, когда они необходимы).

Рассматривая вопросы нарушений в сфере авторского права и смежных прав, следует помнить, что компьютерная техника, компьютерные программы и базы данных, по которым органам внутренних дел не были предоставлены соответствующие сертификаты, в соответствии со ст. 78 УПК Украины, вполне могут являться для следствия вещественными доказательствами. Следователь, руководствуясь ст. 177 УПК Украины, может провести обыск и изъять их, а затем приобщить к делу в качестве вещественных доказательств. Вопрос о вещественных доказательствах решается приговором, определением или постановлением суда либо постановлением органа дознания, следователя, прокурора о закрытии дела (ст. 81 УПК Украины).

В ходе производства по делам об административных правонарушениях, на основании ст. 265 КоАП Украины, также возможно изъятие работниками милиции названных выше материальных ценностей как вещественных доказательств. Вопрос о вещественных доказательствах, изъятых в ходе производства по делу об административных правонарушениях, решается в постановлении суда по этому делу (ст. 283 КоАП Украины).

* * *

3. Каковы возможные превентивные меры и методы защиты от проведения проверок проверяющими органами? Укажите модель (механизм) поведения сотрудников предприятия при общении с проверяющими: каким образом должны вести себя сотрудники предприятия (в т. ч. учитывая и основываясь на процессуальном законодательстве, регламентирующем проведение таких проверок проверяющими органами)?

 Для того чтобы миниминизировать вероятность посещения органами милиции предприятий с целью проверки соблюдения ними требований законодательства Украины об авторском праве и смежных правах, в обязательном порядке следует осуществить следующие мероприятия.

Во-первых, ограничить круг лиц, которые имеют доступ к информации о том, какие компьютерные программы и базы данных, используемые в деятельности предприятий, являются лицензированными, а какие – нет. В идеальном варианте данной информацией должны обладать только непосредственное руководство предприятий, отдельные руководящие сотрудники безопасности, системные администраторы.

Во-вторых, создать такие условия на предприятиях, при которых к глобальным компьютерным сетям ваших предприятий не имели бы доступа лица, которые их не обслуживают или непосредственно с ними не работают.

В-третьих, на предприятиях должна быть разработана четкая система мероприятий, которая бы позволила системным администраторам предприятия в кратчайшие сроки избавиться от нелицензированных программных продуктов таким образом, чтобы деятельности предприятий был причинен минимальный ущерб, а носители с указанными программными продуктами не могли быть изъяты работниками милиции.

В-четвертых, в случае посещения работниками милиции ваших предприятий с рассматриваемой нами целью не допускать их к осмотру помещений предприятий и находящейся в них компьютерной техники без правовой оценки их действий и полномочий квалифицированным юристом.

Что касается вопроса поведения должностных лиц предприятия по отношению к сотрудникам милиции, которые пришли на предприятие с целью проверки соблюдения требований законодательства Украины об авторском праве и смежных правах, то оно (поведение) должно быть сдержанным и тактичным. Действия работников должны четко соответствовать рекомендациям юриста, который будет при этом участвовать.

* * *

4. Если в одном помещении находится компьютерная техника, принадлежащая разным юридическим лицам, но работающая от одного сервера, права на программное обеспечение которого принадлежат одному из этих юридических лиц, каким образом проводится проверка на использование лицензированного программного обеспечения в данной ситуации, если в документах проверяющих будет указано о проверке только одного из юридических лиц?

Как уже говорилось выше, работники милиции по вопросам соблюдения норм законодательства, которые регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав, могут проводить только следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Указанные действия и мероприятия должны быть направлены в отношении конкретных лиц.

Поэтому сотрудники милиции, которые проводят следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, не имеют права осуществлять данные действия и мероприятия по отношению к иным лицам, кроме тех, в отношении которых возбуждено уголовное дело или заведено оперативно-розыскное дело. Наличие общего сервера не является достаточным правовым основанием для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении других лиц, компьютеры которых подключены к этому серверу.

* * *

5. Возможно ли использование компьютерной системы (работы на одном сервере), права на которую принадлежат одному юридическому лицу, другими юридическими лицами без передачи компьютерного обеспечения в аренду? Законно ли это и какие могут быть юридические, налоговые и т. д. последствия для обеих сторон? Какова правоприменительная практика в этих вопросах? Программные продукты каких компаний, кроме Microsoft, подлежат легализации (приобретению) в первую очередь?

Программное обеспечение серверов, как правило, реализуется пользователям на основании лицензионного соглашения, в котором установлены права и обязанности сторон, а также регламентируется количество рабочих мест. Если лицензионное соглашение не дает права пользователю программного обеспечения серверов предоставлять его в пользование третьим лицам, пользователь не имеет права подключать к этому серверу рабочие места третьих лиц. В случае осуществления таковых подключений должностные лица предприятия-пользователя несут ответственность в соответствии с размером причиненного собственнику программного обеспечения такими действия вреда, вплоть до уголовной ответственности. В свою очередь, предприятие-пользователь, в соответствии со ст. 441 ГК Украины, обязано будет возместить причиненный собственнику имущественный и моральный вред.

В случае получения работниками милиции лицензионного соглашения с указанными выше условиями, при наличии подключенных к программному обеспечению сервера третьих лиц, милиции будет легко установить нарушение, определив количество подключенных рабочих мест и установив их собственников.

Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения налогообложения.

В соответствии с п. 3.1 ст. 3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода отчетного периода, установленного в соответствии с п. 4.3 этого Закона на:

– сумму валовых расходов плательщика налога, установленного ст. 5 этого Закона;

– сумму амортизационных отчислений, начисленных в соответствии со ст. 8 и 9 этого Закона.

Подпунктом 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» установлено, что в валовой доход включаются суммы стоимости товаров (работ, услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в отчетном налоговом периоде.

Одновременно, в соответствии с п. 1.31 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», любые операции гражданско-правового характера, предусматривающие условия бесплатного предоставления результатов работ (услуг), являются продажей результатов работ (услуг). Поэтому, на основании изложенного и принимая во внимание тот факт, что третьими лицами, которые будут пользоваться программным обеспечением предприятия-пользователя, являются связанные с этим предприятием лица, а также то, что договорная цена этих услуг указанными сторонами не установлена, стоимость бесплатно предоставленных третьим лицам услуг по пользованию программным обеспечением сервера, на основании пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», необходимо определять исходя из обычных цен на такие услуги, которые действовали на дату их предоставления.

Доначисление налоговых обязательств налогоплательщика налоговым органом вследствие установления обычных цен осуществляется в соответствии с процедурой, установленной законом для начисления налоговых обязательств по непрямым методам (пп. 1.20.10 п. 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»). Процедура доначисления налоговых обязательств по непрямым методам установлена Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Далее, в соответствии с пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», продажа товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Операции по бесплатному предоставлению услуг (работ) являются продажей результатов работ (услуг) (п. 1.4 ст. 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

Датой возникновения налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедших ранее:

– либо дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат продаже;

– либо дата оформления документа, который подтверждает факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

(пп. 7.3.1 п. 7.3 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

В рассматриваемой нами ситуации услуги пользования компьютерным обеспечением сервера предоставляются предприятием-пользователем бесплатно. Поэтому налоговые обязательства у предприятия-пользователя могут возникнуть только в том налоговом периоде, на который будет приходиться дата оформления документов с его связанными лицами, которые подтвердят факт предоставления услуг по пользованию компьютерным обеспечением.

Что касается вопроса, какие именно компьютерные программы подлежат приобретению в первую очередь, то мы считаем, что это могут быть любые компьютерные программы от любых производителей, которые постоянно используются в хозяйственной деятельности ваших предприятий.

 

Дмитрий Романюха
Юрист

 

«Адвокат Бухгалтера», июнь 2003 г.
Young7
Добрый деньГоспода, пишу с личного опыта общения сгосподами проверяющими, залетели они ко мне в салон (кто-то их прислал) посмотрели стационарный комп, ноут я им не дал смотреть так как он не был подключен к сети, дал им на лапу 500 грн, через неделю они опять ко мне)), (понравилось им), но я быстренько установил на машину линукс, а в линуксе есть програмка в которой установил виндовс и все нужные программы)) ребята облизались и свалили))
klerik
Цитата(Young7 @ Jun 21 2010, 11:20 AM) *
А в линуксе есть програмка в которой установил виндовс и все нужные программы)) ребята облизались и свалили))

В следующий раз может и продвинутый проверяльщик прийти и твой VirtualBox с установленым виндовс обнаружить.Надо как-то поакуратнее с этим... ph34r.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.